Новосибирская
торгово-
промышленная
палата

НТПП оказала информационную поддержку форуму «РИФ.Новосибирск».

24.06

Ответить на вопросы, куда мы движемся и что будет происходить в ближайшее время в сфере электронной коммерции, поставил целью впервые проводившийся в нашем городе Российский Интернет-Форум «РИФ.Новосибирск — 2015». И хотя это был первый для Новосибирска «блин», он не вышел «комом»…

 

В секции «Цифры, факты и тренды развития Рунета» представитель Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян заинтересовал аудиторию статистикой. По его информации, в 2014 году в нашей стране оборот чистых Интернет-рынков достиг 1 трлн, а в целом оборот зависимых от Интернета рынков – 7 трлн рублей. Их вклад в ВВП страны достиг 10%. В связанных с Интернет-индустрией компаниях работало 1,2 млн человек.

 

Активизации Интернет-отрасли способствует виртуализация и «мобилизация» страны. Взрослая доля посетителей Рунета за период составила 74 млн человек, из них 60,8 млн человек или 52% взрослого населения России выходят в Интернет ежедневно. Темп роста аудитории мобильного Интернета приблизился к 30%. 10% данной аудитории выходят на просторы всемирной Сети только с мобильных устройств. Доля мобильного трафика в Рунете – 23%-24%. При этом среднесуточное время нахождения в Интернете достиг 126 мин., включая 86 мин. — в мобильном Интернете.

 

Впечатляющую цифру 41% до более 7 млн устройств составил прирост доли SmartTV. Проникновение Интернета в России превысило 60%, включая 62% — в Сибирском федеральном округе. Также происходит выравнивание стоимости широкополосного доступа по регионам. Если раньше она различалась в разы, то теперь разница не превышает 50%.  

 

Текущий кризис задел отечественную Интернет-отрасль лишь отчасти. Если рынок медийной Интернет-рекламы сократился за 2014 г. на 5% (и на 30% за I кв. 2015 г.), остальные сегменты показали рост: контекстная реклама +27%, видеореклама +50% и электронная коммерция +42%. Нарастает межотраслевое взаимодействие. Созданный при содействии рынков телекоммуникаций, медиа, Интернета и ПО общественный Институт развития Интернета готовит к сентябрю 2015 г. предложения по стимулированию «электронной» экономики.

 

Представитель Российского общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников остановился на том, что за время взрывного роста Интернет-индустрии её участники забыли, что реальными хозяевами отрасли являются пользователи. РОЦИТ создает платформу для конструктивного общения общества, бизнеса и государства, ставит своей целью дать каждому пользователю Рунета возможность принимать участие в развитии Сети, повышать качество Интернет-услуг и защищать свои интересы.

 

Хотя через 5 лет более 20% населения страны будет связано с IT-отраслью, пока Россия находится в мире на 40-м месте по развитию ИТ. С увеличением проникновения Интернета в стране неизбежно будет расти уровень цифровой безграмотности. Чтобы заполнить эти пробелы РОЦИТ ведутся т. н. «непрерывные программы повышения цифровой грамотности населения», вкл. : «Голос Рунета», «Горячая линия Рунета», «Цифровая грамотность», а также программа для вовлечения детей и молодеди «BUDUGURU. IT – моя будущая профессия».

 

Значительную проблему представляет недоразвитость «человеческого капитала». 25 тыс. ИТ-выпускников в год это мало. Но и они плохо мотивированы, обладают слабыми знаниями о профессии и вовлеченностью в проблемы отрасли. Лишь 13% из них выбрали данную профессию по интересу и столько же может похвастаться достаточным для работы уровнем знаний. Поскольку ИТ-специалисты в дефиците, например, за хороших программистов платят гораздо больше, чем за квалифицированных юристов или менеджеров. Дошло до того, что студенты, обучающиеся на соответствующие специальности отказываются бесплатно проходить практику даже у лидеров рынка, а их зарплатные ожидания «мегазавышены».

 

Вызванный поведать о том, что происходит в отрасли на региональном уровне генеральный директор компании IT-Construct Роман Петров отметил эволюцию в требованиях собственников к «продающим» сайтам, революцию в том, что новосибирский ритейл стал планировать свой маркетинг и продажи с упором на Интернет-активность. А также то, что конец 2014 года заставил коммерсантов ориентироваться на лидеров рынка, а также уйти с рынка тех, кто работал в Интернете неэффективно. Не говоря о том, что региональный бизнес сформировал приблизительно одинаковые подходы к работе в Интернете.

 

В секции «Вопросы безопасности в сети» директор по коммуникациям Sputnik.ru Дмитрий Чистов представил итоги поведенного весной 2015 г. совместно с Фондом «Общественное мнение» исследования «Безопасность детей в Интернете. Взгляд родителей». Согласно его результатам, в 23% российских семей дети несовершеннолетние пользуются Интернетом.

 

69% респондентов считают Интернет в принципе полезным для детей (много полезной интересной информации, расширяет кругозор, нужен для учебы). Однако, по мнению 49% (43% в 2013 г.) опрошенных «предков», здесь много ненужной, вредной и не рассчитанной для детей информации. А поскольку большую часть проведенного в Сети времени они тратят на развлечения и потребление контента,  а не на развитие, 94% (рост 3% по сравнению с данными аналогичного исследования 2013 г.) родителей считают, что общение детей с Интернетом необходимо ограничивать.

 

Любопытно, что в качестве «ограничителей» 63% опрошенных жителей мегаполисов выбирают антивирус, 19% — совместное пользование Интернетом, 17% — предварительную проверку безопасности сайтов, 12% — сетевой фильтр и 10% — очистку с ПК… истории своих поисковых запросов и просмотров веб-страниц. При этом самые безопасные Интернет-сервисы ими ранжируются т.о.: 34% — мультфильмы, 22% — сайты с музыкой, 12% — соцсети,  по 11% — поисковые машины и почтовые сервисы.

 

Как отметил Карен Казарян, согласно проведенному в 2015 году в трех англоязычных странах опросу Pew Research, разоблачения Ричарда Сноудена о вмешательстве спецслужб США в приватную жизнь граждан в Интернете привело к тому, что 22% опрошенных изменили свое поведение в Сети, Так, они очищают свои cookies, отказываются предоставлять через Интернет нерелевантную транзакционную информацию.  При этом 65% респондентов считают наложенные государством на сбор информации о пользователях ограничения недостаточными, а 64% уверены, что мотивированный злоумышленник найдет способ отыскать их персональную информацию в Сети.

 

Вместе с тем контролировать сбор и распространение персональных данных в Интернете становится все сложнее из-за роста объемов данных и того, что пользователи мало беспокоятся о собственной безопасности. Например, год реализации европейского «права на забвение» показал, что появились фирмы, специализирующиеся на очистке Сети от устаревших и ненужных персональных данных.

 

Специалист по информационной безопасности Совкомбанка Никита Ремезов подчеркнул риски, которые несет развитие «Интернета вещей: «Концепция «корпоративная сеть  —  средства безопасности — недоверенная сеть» начинает рушиться. Через 6-8 лет кофеварка в моем кабинете будет иметь свой выход в Интернет, лампочки и кондиционеры в офисе — свой Wi-Fi и я не буду знать, что там делается. Это станет глобальной проблемой и корпоративным кошмаром. Те, кто смогут найти решение, как обновлять «операционку» на лампочках, как защитить вещи от уязвимости и знать, кто ими управляет, получат огромные деньги и бизнес мирового масштаба.

 

Другая проблема – неповоротливость в борьбе с киберпреступностью отечественных правовых структур. В октябре 2014 г. специалисты Банка за 6 дней провели расследование о краже персональных данных и денег с пластиковых карт и передали результаты в полицию. Однако открытое через 15 дней уголовное дело завязло на стали криминалистической экспертизы, результаты которой в очередной раз обещали предоставить в… июле 2015 г. За это время злоумышленники если хотели, могли спрятаться. С другой стороны, это хорошее поле для бизнеса коммерческих лабораторий кибер-криминалистики.

 

Другой случай, когда менеджер по снабжению Банка Х открыл фирму и продавал банку канцелярию по завышенной вдвое цене. Доказательством его причастности к злоупотреблениям стали «жизнь не по средствам» (Land Cruiser Discovery) и 4-ое место в поисковой строке, показавшее его в качестве собственника и  генерального директора частной коммерческой фирмы. Тут возникают возможности для разработки ПО, которое бы проверяло аффилированность с корреляцией данных из: кадровых баз данных; систем согласования договоров, счетов; соцсетей; ресурсов ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ; иных систем (DLP, корпоративная мобильная связь, почтовые сервера т. д.).

 

Генеральный директор компании SiteSecure Максим Лагутин предоставил данные исследования безопасности просканированных его компанией 300 000 сайтов Рунета. Проблемы выявлены у 5% Интернет-магазинов, 8% русскоязычных сайтов из списка Alexa и 10% у ТОП-10 000 сайтов LiveInternet. При этом 52% владельцев данных ресурсов не подозревали о наличии проблем, которые могут привести к снижению трафика, появлению посторонних баннеров, блокированию корпоратвных сайтов поисковыми машинами и хостинг-провайдерами. Не говоря о том, что ссылки с них в 90% случаев перенаправляли посетителей на зараженные сайты.

 

Все это происходит потому, что злоумышленники пользуются уязвимостями в управлении корпоративными сайтами, их ПО, уязвимостями и внедренными вредоносными кодами в плагинах, модулях и расширениях, слабозащищенных (незащищенных) соединениях между сайтами и компьютерами пользователей. «Защищайте сайты – это ваше лицо!», — призвал Максим Лагутин.

 

 

 

 

Вернуться к списку